Коносамент (от французского le connaissement; в английском bill of lading, B/L, BOL) – это международный товаросопроводительный документ, который подтверждает заключение договора между отправителем и перевозчиком груза. Он выдается перевозчиком груза, и подтверждает право собственности грузовладельца на отгруженный товар.
Коносамент является наиболее старым из подобных документов. Первой международной конвенций, в которой было закреплено понятие коносамента была Брюссельская конвенция 1924 года. Сегодня она также известна, как Гаагские правила.
Морской коносамент содержит максимальную информацию о перевозимом грузе (адрес доставки, сведения об грузоотправителе и грузополучателе, описание груза, условия перевозки). Этот документ является подтверждением факта приёмки груза компанией- перевозчиком и может выступать как залоговое имущество. Если в коносаменте морской перевозки не указан получатель, то право собственности на перевозимый груз может быть передано или даже продано, что фактически делает документ ценной бумагой. В мировой торговле используется способ перепродажи грузов, еще фактически находящихся на морском судне, путем передачи покупателю оригинала коносамента.
Коносамент является документом с многоцелевым назначением, так как выполняет несколько функций:
● Свидетельство о том, что перевозчик получил груз от владельца, с описанием состояния товара – его количества, наличия или отсутствия внешних повреждений. В случае возникновения спорных ситуаций коносамент будет являться доказательным документом. В случае повреждения груза, на лицевой стороне коносамента делается пометка об этом;
● Подтверждение факта заключения договора перевозки между грузоотправителем и транспортной компанией. Сам по себе коносамент не может заменять договор, так как он подписывается в одностороннем порядке перевозчиком, однако в коносаменте прописываются основные условия договора;
● Предоставляет права на распоряжение перевозимым грузом. Коносамент является по сути оборотным документом: как говорилось ранее, его можно при перевозке продать, передать на определенных условиях, купить. При этом грузополучателем будет уже новый владелец коносамента;
● Является источником сведений о товаре. В нём прописано наименование и количество перевозимого груза, наличие либо отсутствие повреждений. Для перевозчика это является дополнительным стимулом отслеживания и поддержания необходимых условий перевозки. Так, при обнаружении грузополучателем поврежденной в ходе перевозки упаковки, грузополучатель имеет право требовать возмещения ущерба;
● Товаросопроводительный документ, на основании которого груз передается грузополучателю.
Ранее коносамент применялся только при морской или речной перевозке груза, но сейчас коносамент может оформляется и при мультимодальных перевозках (несколькими видами транспорта). В реальной практике используется различные виды коносаментов, которые необходимо уметь различать. Здесь мы рассмотрим два вида морских коносаментов и коносамент для мультимодальных перевозок.
Master Bill of Lading (MBL), мастер коносамент, также используется название «основной» или «главный» коносамент. MBL применяется при полной контейнерной доставке (FCL - Full Container Load). Он выдаётся морской линией, которая непосредственно осуществляет перевозку. Именно оригинальный экземпляр MBL даёт право на получение груза в порту назначения. По уникальному номеру MBL также можно отслеживать груз на сайте морской линии.
House Bill of Lading (HBL), он же «домашний» коносамент. Используется при неполной загрузке контейнера (LCL - Less than Container Load). Выдается компанией-агентом линии (экспедитором) в дополнение к мастер коносаменту и подтверждает факт передачи товара от отправителя перевозчику для консолидации с другими грузами.
Таким образом мастер-коносамент подтверждает договор между фактическим отправителем и морской линией. А домашний коносамент – между отправителем и компанией-агентом морской линии. MBL, как договор между перевозчиком и грузоотправителем, уникален. В это же время может быть несколько HBL, соответствующих одному MBL и используемых как квитанция между сторонами в процессе перевозки. Особенно это актуально в случае мультимодальных перевозок. После оформления мастер коносамента, внесение корректировок в него обычно требует переговоров с морской линией, и процедура изменения относительно сложна. Изменение же домашнего коносамента обычно осуществляется экспедиторской компанией и выполняется относительно просто и быстро.
Multimodal/Through Bill of Lading, «мультимодальный/сквозной» коносамент оформляется при организации перевозок, в которых задействованы несколько разных судов или с привлечением других видов транспорта (автомобильный или железнодорожный). Содержит в себе информацию о начальном и конечном пунктах назначения и маршруте в целом. Для грузополучателя оформление мультимодального коносамента удобнее, чем заключение отдельных договоров на перевозку с агентами морской и наземной доставки. В таком случае коносамент называют сквозным мультимодальным. Если же в процессе морской перевозки она разбита на отдельные стадии (каждую из которых могут выполнять разные судовладельцы) то используется сквозной морской коносамент.
Коносамент обычно оформляется в комплекте из трех экземпляров, с полностью идентичным содержанием. На каждом оригинальном экземпляре стоит надпись «ORIGINAL», а на копиях документа – отметка «COPY». Один оригинальный экземпляр предназначен грузоотправителю, второй - перевозчику, третий - грузополучателю. После окончания доставки груза перевозчик передает его грузополучателю в обмен на оригинал. Копии коносамента используются для целей таможенного оформления товара, оприходования его на складе, и других юридических действий с товаром. Во всех вопросах кроме получения груза они полностью эквивалентны оригиналу.
Пример MBL, оформляемый морской линией Maersk Line:

Передача оригинального бумажного коносамента получателю груза посредством международного почтового отправления может быть проблемой. Такой способ сопряжен с определенным риском задержки или даже потери оригинала документа. В качестве альтернативы морские линии предлагают услугу «телекс-релиза» (telex release). После загрузки товара на борт судна и выпуска мастер-коносамента, морская линия отправляет в порт прибытия разрешение выдать груз указанному в коносаменте получателю. На оставшемся у морской линии коносаменте ставится штамп, и коносамент считается «сданным» (surrendered Bill of Lading). Таким образом, на момент прибытия судна в порт назначения все условия для выдачи груза оказываются выполнены: получатель определён в коносаменте, и оригинал предъявлен в линию.